ГЛАВА 1. СВОЙСТВА И ОБЛАСТИ ПРИМЕНЕНИЯ 1.1. Технические характеристики сельскохозяйственных шин Шина – ключевой элемент колеса, представляющий собой упругую резино-металло-тканевую оболочку, устанавливаемую на обод диска. Современные шины являются результатом сложной работы химиков-технологов и конструкторов. Применяемые для изготовления шин материалы очень разнообразны, обладают различными свойствами и используются в зависимости от назначения шин и условий их эксплуатации. Большое разнообразие техники, работающей на полях, привело к не меньшему разнообразию шин для этой техники. В основе конструкции сельхозшины лежит корд, задающий геометрию покрышки, обеспечивающий ее прочность и постоянный объем. По расположению слоев корда шины для сельскохозяйственной техники (как и большинство других) делят на радиальные и диагональные. Преимущества радиальных шин: меньший расход топлива, меньшее уплотнение почвы, меньший износ механизмов машины. О том, что шина имеет радиальную конструкцию свидетельствует буква R в написании типоразмера, например: 30,5R32. Преимущества диагональных шин: большая прочность боковины, большая стойкость к разрывам. О том, что шина имеет диагональную конструкцию свидетельствует дефис в написании типоразмера, например: 30,5-32. Большинство из того, что может дать сельскохозяйственная покрышка определяется пятном контакта. Пятно контакта – это та часть шины, которая непосредственно соприкасается с поверхностью. Если в пятне контакта сплошные продольные ребра, то машина будет идти плавно, без вибраций (точнее только с теми вибрациями, что передает поверхность, а сама покрышка их порождать не будет). Сопротивление качению будет минимальное. Боковые скольжения будут минимальны. Колею будет держать хорошо. Однако, если поставить такую шину на ведущую ось, то она будет буксовать в грязи, не будет давать тягового усилия, не будет очищаться. Поэтому такие шины не используют на ведущих осях, а используют на прицепных сельхозорудиях и как управляющие колеса тракторов. Для максимального тягового усилия ребра должны были бы идти не вдоль, а поперек. Однако в этом случае была бы и максимальная вибрация (комбайн или трактор не столько ехал, сколько прыгал бы), и минимальная самоочистка. Поэтому конструкторы пошли на компромисс. Ребра расположены не совсем перпендикулярно, а под некоторым углом. Основные классификации сельскохозяйственных шин: · Сельхоз шины камерные и бескамерные. · Диагональные и радиальные. · Направляющие, несущие и ведущие. При этом ведущие колеса должны обладать рисунком протектора повышенной проходимости. Это обеспечит проходимость техники практически при любых погодных условиях. Чаще всего такие сельхоз шины устанавливаются на заднюю ось комбайнов, тракторов и другой техники. Направляющие сельхоз шины купить можно для передней оси трактора или задней комбайна. Несущие применяются в основном для установки на прицепах. Без правильно подобранного протектора шин невозможно обеспечить нормальную работу сельхозтехники. Поэтому на этот фактор непременно нужно обращать внимание при выборе. Можно выделить основные виды протекторов: Сельхоз шины «Елочка». В каталогах обозначаются как R-1. Рисунок выполнен в виде двух рядов ребер, которые располагаются под углом. Такой протектор обеспечивает хорошую проходимость техники, высокую тягу, низкий коэффициент уплотнения почв при работе. Минусы рисунка могут проявляться только при движении по дорогам с твердым покрытием. «Клюшка». За основу взят предыдущий рисунок, но устранены некоторые недостатки и минусы. Продольное ребро. Маркируются F-1. Имеют хорошую управляемость, плавный ход. К недостаткам обычно относят высокое давление на почву и сложность очистки колес от грязи. Продольные ребра. Такие шины имеют продольные ребра в отличие от покрышек типа F-1. Этим шинам присвоен свой индекс I-1. Устанавливаются на прицепы. При этом хорошо держат дорогу, не сильно давят на грунт и устойчивы к износу. Это основные виды протекторов, которые встречаются сегодня. Стоит также обратить внимание на расшифровку индексов: · R – шины для заднего колеса; · F – для переднего; · I – для прицепов сельскохозяйственной техники. 1.2. Области применения сельскохозяйственных шин К сельскохозяйственным шинам относят: · Тракторные шины; · Шины для прицепной и навесной сельскохозяйственной техники; · Шины для садовой или газонной техники; · Шины для лесной техники. В отличие от грузовой техники, трактора имеют ряд особенностей, влияющих на выбор резины. Главное такое отличие состоит в отсутствии амартизирующей подвески, что существенно увеличивает требования к задним колесам. Их износ и амортизация повышается, а значит, шины должны обладать самым высоким качеством. Выбор резины, отвечающей высоким требованиям, не только позволит получить максимальную выгоду от ее использования, но и позволит продлить срок службы шин и сэкономить на ее обслуживании. Чаще всего сельскохозяйственная машина и прицеп передвигаются по мягкому грунту на небольшой скорости. Покрышки разрабатываются для таких условий работы. Конструкция шин должна обеспечивать небольшую удельную нагрузку на почву, низкое сопротивления качения и повышенную грузоподъёмность. Колесо у техники должно обладать высоким сцеплением с грунтом. Для этого производятся протекторы с глубокими каналами без соединения в центральной части. Покрышки для тракторных и прочих прицепов отличаются высоким внутренним давлением, за счет чего они выдерживают большую массу. Рисунок протектора у них неглубокий. Основная характеристика изделий – индекс грузоподъемности. Выделяют разные виды шин на прицеп в зависимости от типа машин. Производятся покрышки для: · сеялок; · опрыскивателей; · очистителей; · разбрасывателей удобрений; · цистерн и прочих агрегатов. Весь спектр лесозаготовительной техники предназначен для работы в сложных условиях. Работа тяжёлой спецтехники в лесу во многом напоминает условия строительных площадок: тот же щебень, строительный мусор и обломки бетона способствуют повреждениям плохо защищённых колёс. При разработке шин учитываются следующие параметры: уровень защиты от проколов и порезов; безопасность посадочного места; степень защищённости бортового кольца. Каркас шин, предназначенных для лесозаготовительной техники, обладает повышенной прочностью, защищая всю конструкцию от сквозного проветривания и порезов. Для изготовления протекторного слоя используется специальная резина, обладающая способностью противостоять проколам и порезам, а также препятствующая преждевременному истиранию. Конструкция каркаса изготавливается с применением высокопрочных сплавов, в состав которых входит долговечная сталь и сверхосновательный корд. Благодаря этому, шины для лесозаготовительной техники с успехом выдерживают длительные нагрузки в процессе эксплуатации в условиях бездорожья. Одновременно с этим каркас шин должен обладать амортизационными качествами, которые дают возможность спецтехнике мягко преодолевать неровности грунта во время движения. Долгий срок службы резины обусловлен применением высокотехнологичных резиновых смесей, в состав которых входят универсальные добавки, обеспечивающие длительный срок эксплуатации, высокую степень защиты от температурных перепадов, а также от механического воздействия в виде проколов и порезов. В боковой стенке шин устанавливается дополнительное армирование, отвечающее за ударостойкость выпускаемой продукции. Специально подобранный открытый профиль рисунка протектора способствует самоочищению шин и устойчивому сцеплению с дорожным покрытием, независимо от наличия снега, льда или мягкого неустойчивого грунта. Грунтозацепы обеспечивают устойчивое и комфортное движение лесозаготовительной спецтехники в любых условиях. Важным фактором, при этом, является равномерное распределение нагрузки на большой площади контактной поверхности. Таким образом, снижается опорное давление и общие показатели нагрузки на основные компоненты лесозаготовительной спецтехники. |