ГЛАВА 1. ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ И ПРИМЕНЕНИЕ ТАНК-КОНТЕЙНЕРОВ 1.1. Свойства и применение танк-контейнеров Танк-контейнер – техническое приспособление, которое используют для транспортировки грузов в жидкой или газообразной форме. По форме, чаще всего, является цистерной из металла, которая «вписана» в металлический каркас. Данный каркас совпадает по размерам с классическими сухогрузными контейнерами. В России часто танк-контейнеры называют контейнерами-цистернами. Различные грузы (опасные, химия, пищевая промышленность, газообразные и т.д.) предполагают различные модели танк-контейнеров. Особенность данных контейнеров в том, что, когда транспорт меняется, не требуется «перевалка» груза в другую тару – танк-контейнер просто перегружают на нужный транспорт и везут дальше. Танк-контейнеры производят из разных сортов стали - производители ориентируются на то, какая продукция будет транспортироваться – толщина стенок контейнеров варьируются. Как правило, используют марок AISI 304 (нержавеющая кислостойкая сталь) или AISI 316 (особо устойчивая сталь с добавлением молибдена). Классификация танк-контейнеров: - IMO 0 (T0-T6). Эти контейнеры используют для перевозки продукции пищевой промышленности – соков, молока, воды, масел. При этом, толщина стенок танк-контейнера составляет 2 мм. Если необходимо, контейнер может оснащаться системой подогрева паром. Подобные контейнеры используют только для перевозки пищевых продуктов. Если такой танк-контейнер использовался для перевозки химических продуктов (любых), пищевые продукты в нем перевозить запрещено. Для того, чтобы определить возможность перевозки пищевой продукции в конкретном контейнере используют химический анализ воздуха пустой цистерны.
- IMO 2 (T7-T10). Такие контейнеры предназначены для перевозки веществ химической промышленности, которые обладают низким классом опасности для человеческого организма и окружающей среды. Допускается слив продукции снизу. Такая тара часто используется и для перевозки продукции пищевой промышленности. Толщина стенки танк-контейнера составляет 3-4 мм. По желанию заказчика контейнеры можно комплектовать дополнительным слоем теплоизоляции, подогревом (паром или электричеством).
- IMO 1 (T11-T22). Данный вид танк-контейнеров разработан для транспортировки химической продукции, которая является опасной или продукции под повышенным давлением. К таким продуктам относятся кислота, щелочи, продукты бытовой химии, продукты нефтепереработки. Толщина стенки танк-контейнера составляет 4-7 мм. Контейнер может быть оборудован верхним сливом. По желанию заказчика контейнеры можно комплектовать дополнительным слоем теплоизоляции, подогревом (паром или электричеством). Танк-контейнеры данной группы могут перевозить продукцию группы T7-T10, но не наоборот.
- IMO 5 (T50). Танк-контейнеры группы Т50 используют для перевозки легко воспламеняющихся веществ, сжиженных газов со специфическим режимом давления (бутан, пропан, нефтяной газ).
1.2. Стандарты и технические характеристики танк-контейнеров Таблица 1.1 Технические характеристики 20-футовых (стандартных и увеличенных) танк-контейнеров ISO, рассчитанных на перевозку грузов с различными характеристиками Наименование характеристик | IMO 0 | IMO 1 | IMO 2 | стандарт | увелич | стандарт | увелич | стандарт | увелич | Объем, м3 | 17 | 26 | 11 | 26 | 17 | 26 | Масса тары, т | 2,2 | 3 | 3,5 | 6 | 2,5 | 4 | Толщина стенки цистерны, мм | 2 — 3 | 5,2 — 8,0 | 3,0 — 4,0 | Наличие предохранительных устройств | Клапан | Клапан + вырезной диск | Клапан | Рабочее давление, бар (атмосфер) | 1,75 | 2,5 | 4 | 6 | 3 | 6 | Источник: по данным открытых источников информации В категорию IMO 5 входит широкий перечень сжиженных и сжатых газов, поэтому стандартной спецификации для таких моделей танк-контейнеров не существует. Можно только сказать, что рабочее давление сред составляет 7 атмосфер и более. Наиболее распространенной разновидностью танк-контейнера является 20-футовый блок. Но все большую популярность приобретают SWAP BODY – альтернатива стандартным ISO-контейнерам. Эта тара для жидких и газообразных сред отличается от стандартного 20-футового танк-контейнера более обтекаемой формой каркаса. Такая конструктивная особенность позволяет снизить пустое пространство в раме. SWAP BODY удобны для погрузки на автотягачи и имеют ряд приспособлений, упрощающих и ускоряющих автомобильные перевозки. Цистерны этого формата выпускаются в широком перечне моделей, предназначенных для транспортировки неопасных и опасных жидких грузов, газообразных сред. Объем цистерн SWAP BODY превышает объем цистерн ISO-контейнеров. Таблица 1.2 Таблица характеристик распространенных моделей SWAP BODY Характеристики | Наименование моделей | SWAP 30000 | SWAP 31000 | SWAP 35000 | Длина, м | 7,15 | 7,15 | 7,82 | Ширина, м | 2,55 | 2,55 | 2,55 | Высота, м | 2,67 | 2,67 | 2,67 | Объем, м3 | 30 | 31 | 35 | Рабочее давление, бар | 3 | 3 | 3 | Источник: по данным открытых источников информации
|