ГЛАВА 1. ХАРАКТЕРИСТИКА ШАХТНЫХ ЭЛЕКТРОВОЗОВ Рудничные электровозы классифицируют: по способу питания — аккумуляторные электровозы; контактные и высокочастотные электровозы; комбинированные электровозы; по роду тока – постоянного, переменного; по исполнению — рудничного нормального исполнения (РН), рудничного исполнения повышенной надежности (РП), рудничного взрывобезопасного исполнения (РВ). Комплекс откатки аккумуляторными электровозами состоит из подвижного состава (электровозы, вагонетки), рельсового пути, зарядной подстанции, локтровозпого гаража, вспомогательного оборудования. Питание осуществляется от тяговой батареи, размещенной на электровозе. Комплекс откатки контактными электровозами содержит: лекровоз, вагонетки, рельсовый путь, тяговую подстанцию (высоковольтный ввод от ЦПП, трансформатор, преобразовательный агрегат, низковольтное распределительное устройство постоянного тока, тяговую сеть контактная сеть, рельсовый путь, питающий и отсасывающий кабели, электровозный гараж и вспомогательное оборудование. Съем напряжения осуществляется с контактного провода через токоприемник. Комплекс откатки высокочастотными электровозами состоит из подвижного состава, рельсового пути, тяговой подстанции, тяговой сети, электровозного гаража. На тяговой подстанции ток промышленной частоты преобразуется в ток повышенной частоты (3000—5000 Гц), которым питается тяговая сеть, состоящая из двух изолированных кабелей, образующих замкнутый контур. Энергоснабжение электровоза осуществляется посредством бесконтактной (индуктивной) связи токоприемных контуров ПК1, ПК2 электровоза с тяговой сетью. На тяговые двигатели М1 и М2 с выпрямителей В подается выпрямленное напряжение, регулируемое изменением индуктивности L (или емкости С2) приемных контуров. Конденсаторы С1, С2необходимы для компенсации индуктивности линии и приемных контуров. Электровозной откаткой можно транспортировать любые грузы (в том числе и людей), на любые расстояния (до 5—10 км). Обычный продольный уклон путей 0,003—0,005, наибольший до 0,040—0,050. Радиусы кривых до 10-20 м. Достоинства: простота, надежность, экономичность, маневренность, возможность применения для перевозки людей. Недостатки: наличие сложного аккумуляторного хозяйства или контактной сети, зависимость производительности от уровня организации, ограниченная область применения но углам наклона. Контактные электровозы имеют исполнение РН и применяются на негазовых шахтах. На угольных шахтах I и II категории по метану или опасных по пыли допускается применение их в выработках со свежей струей воздуха с двумя токоприемниками (для уменьшения искрообразования). Аккумуляторные электровозы в исполнения РП (все оборудование взрывобезопасно, за исключением аккумуляторной батареи) допускаются к применению во всех откаточных выработках шахт I и II категории по метану или опасных по пыли, а также в откаточных выработках со свежей струей воздуха шахт III категории и сверхкатегорных. Аккумуляторные электровозы в исполнении РБ (все оборудование взрывобезопасно, в том числе и аккумуляторная батарея) применяются во всех выработках шахт, опасных по метану или пыли и токоприемник не может быть заключен во взрывобезопасную оболочку и поэтому не взрывобезопасен. Достоинства его по сравнению с аккумуляторным электровозом исполнения РП: отсутствие аккумуляторного хозяйства, постоянная готовность к действию, лучшие экономические показатели. Электровозы находятся в стадии разработки. Применяются только электровозы постоянного тока: на рудных шахтах контактные, на угольных— аккумуляторные и контактные. Электровозный транспорт в настоящее время и в перспективе — главный вид транспорта по горизонтальным выработкам. Типы и параметры электровозов Контактные и аккумуляторные электровозы выпускаются по единому ряду сцепных масс: 5, 7, 10, 14, 20, 28 т. Действительные значения имеют отклонения до ± 1 т. Аккумуляторные электровозы в исполнении РП изготовляются массой 4, 5, 8, 13 т, в исполнении РВ массой 5 т. Система управления РСУ. Один тормоз — колодочный с ручным приводом. 13-тонный электровоз имеет дополнительно пневматический привод тормоза. Ведутся работы по переходу на системы управления УСБ или ТИСУ, по применению реостатного торможения и электромагнитных тормозов. Контактные электровозы в исполнении РН изготовляются массой 4, 7, 10, 14 т. Напряжение сети 250 В, система управления РСУ, тормозная система — динамическое торможение (кроме четырехтонного) и колодочный тормоз с ручным пневматическим приводом (кроме четырех - и семитонного). Ведутся работы по улучшению конструкций: повышение скорости движения, улучшение подвески, применение двухдужных токоприемников, совершенствование фар. Тяжелые электровозы для улучшения условий труда машиниста изготовляются с закрытой центральной кабиной. По заказу потребителей электровозы могут быть оборудованы автоматическими сцепками; установлены скоростемеры, позволяющие контролировать скорость движения и пробег электровоза; предусмотрена установка аппаратуры дистанционного управления стрелочными переводами. Для дальнейшего повышения скорости движения необходимо контактные электровозы снабжать рельсовыми электромагнитными тормозами, переходить на оснащение тормозами вагонеток. Перспективен переход от системы управления РСУ к ТИСУ.
|